Учебно-реабилитационный центр
(843) 22-303-59
Казань, ул. Серова, 4а

Рубрики новостей:

Религии и современная российская тюрьма – исторический шанс

Мечеть Ярдэм / Статьи / Религии и современная российская тюрьма – исторический шанс

Религии и современная российская тюрьма – исторический шанс. Статьи

В истории России церковь всегда была связана с тюремной системой. Во-первых, это выражалось в том, что церковное воспитание было одним из элементов системы исправления преступников. А, во-вторых, православная церковь являлось местом, в котором некоторые правонарушители проходили исправление – это происходило в монастырский тюрьмах. Дело в том, что, как пишут исследователи этого вопроса в 17-18 веках выступления против власти часто облекалось в религиозную форму и преступников судили как сектантов, поэтому они оказывались именно в церковных тюрьмах. Например, таким местом содержания преступников был знаменитый Соловецкий монастырь.

Интересно, что уже в советские годы большевистские власти оценили насколько удобно содержать преступников в стенах монастырей и использовали их для новых тюрем и трудовых лагерей, в том числе и известный всем Соловецкий монастырь. Как я рассказывал ранее в советские годы роль церкви в перевоспитании заключенных была не просто сведена к минимуму, но более того – сама церковь была подвергнута репрессиями и была удалена из общественно-политической жизни советского социума. Однако ситуация стала меняться после распада СССР.

На мой взгляд, сегодня у традиционных конфессий России как никогда много возможностей для того, чтобы принимать активное участие в перевоспитании преступников. Тот факт, что руководство страны после 70-летнего советского эксперимента оценило то, какую позитивную и созидательную роль может выполнять религия не только в исправлении правонарушителей, но и, в целом, в обществе, позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее. В некотором смысле, такой возможности не было у нас никогда, так как именно в постсоветское время всем традиционным конфессиями дают равные права на участие в перевоспитании заключенных.

Сегодня власти страны понимают важность духовно-нравственного воспитания заключенных, которое они могут получить от представителей традиционных для нашей страны конфессий. Как итог, именно в наши дни в местах лишения свободы представители традиционных религий ведут большую работу по профилактике рецидивной преступности, повышению духовно-нравственной сознательности арестантов – священники и имамы подводят правонарушителей к осознанию греховности совершенных ими преступлений и необходимости следования общепризнанным правилам поведения. Представители традиционных религиозных конфессий знакомят осужденных с основами веры, проводят в местах заключения религиозные обряды и оказывают заключенным духовную поддержку. В первую очередь такую работу ведут представители православия и ислама.

Священный Синод Русской Православной Церкви в 2013 году даже принял «Миссию тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения», которая заложила основы работы представителей православного духовенства в местах заключения. В частности, в этом синодальном документе сказано, что Миссия тюремного служения Церкви направлена на оказание духовно-просветительской, богослужебной, пастырско-душепопечительной и нравственно-реадаптационной помощи заключенным, пребывающим в местах принудительного содержания и освободившимся из заключения. Кроме того, РПЦ уделяет большое внимание работе и с членами семей заключенных и с сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Всего РПЦ выделяло для себя 4 основных вектора работы в этой сфере: 1. Духовно-просветительская деятельность, 2. Богослужебная, 3. Работа по ресоциализации и 4. Защита достоинства, свободы и прав человека. На многих православных сайтах есть специальные рубрики, посвященные работе церкви в местах заключения, публикуется большое количество статей о деятельности РПЦ в тюрьмах, о помощи, которую они оказывают заключенными.

Происходит также и научное осмысления работы православной церкви, в частности, публикуются статьи и книги, в которых осмысливается работа РПЦ в тюремной сфере как в прошлом, так и в настоящем. Например, в 2013 году в Северном Федеральном Университете вышла монография С.О. Шаляпина «Церковно-пенитенциарная система России XV-XVIII веков», которая посвящена исследованию исторической эволюции церковных наказаний, связанных с отбыванием ссылки в монастырях.

В постсоветской России начали строить церкви, мечети и молитвенные комнаты на территории тюрем, а представители традиционных конфессий не только оказывают духовно-нравственную помощь, но и оказывают и благотворительную помощь: обеспечивают одеждой, медикаментами, продуктами и литературой. Одним словом, руководство России предоставило традиционным религиям все возможные пути для реализации на практике их принципов социального служения в тюрьмах – то есть оказания помощи нуждающимся. Теперь нам, представителям этих религий, необходимо в полной мере воспользоваться этим историческим шансом.

Илдар Баязитов

18.07.2018


Каталог статей
Рассказать друзьям

Фотоистория мечети
Новости мечети

«Ярдэм» в лицах

© 2013-2018 Мечеть "Ярдэм", официальный сайт
Дизайн сайта — Студия Ариф