Исламский реабилитационный центр для незрячих
(843) 22-303-59
Казань, ул. Серова, 4а

Рубрики новостей:

Потерянное поколение или новые возможности исламской уммы

Мечеть Ярдэм / Статьи / Потерянное поколение или новые возможности исламской уммы

Потерянное поколение или новые возможности исламской уммы. Статьи

Почти 100 лет назад в послевоенную Францию начали съезжаться американские писатели, которые в 1920-30е годы сформировали в Париже круг тех, кого в последствии назвали писателями «потерянного поколения». К писателям этого круга относили Эрнеста Хемингуэя, Эриха Марию Ремарка, Скотта Фицджеральда и многих других. Лидером этого круга была Гертруда Стайн, теоретик литературы, которая в Париже собрала вокруг себя целое поколение американских писателей.

Потерянным это поколение называли, потому что это были люди, которые в молодом возрасте были призваны в армию на поля Первой мировой войны. После возвращения многие из них с трудом приживались к мирной жизни, некоторые даже спивались, сходили с ума и заканчивали жизнь самоубийством. Однако одновременно с этим в это очень сложное время появилось целое новое поколение, которое смогло сублимировать эти проблемы в созидательном русле. Этими людьми оказались, в том числе и писатели. Конечно, депрессивный отпечаток слома эпох и войны отразился в их творчестве. Однако несмотря на все тяготы войны и сложности жизни в межвоенных период это время породило выдающихся писателей, которые внесли неоценимый вклад в мировую литературу.

Наверное, у вас возникает вопрос, почему я начал свой текст с такого литературоведческого вступления? Мне это нужно было, чтобы продемонстрировать, что сложные времена, если использовать их правильно могут оказаться очень продуктивными. И это очень важный пример для современных мусульман. Основные горячие точки, которые мы наблюдаем последние 25-30 лет чаще всего располагались на территории, где живут мусульмане: Сирия, Ирак, Афганистан, Северный Кавказ, Йемен, Ливия, Пакистан, список этот еще не полный.

Сколько молодых сил и умов мусульманского сообщества просто сгорело там заживо? Все молодая энергия, которая ищет справедливости и успеха, вместо того, чтобы созидательно трудиться оказалась под завалами и руинами этих горячих точек. Наверное, мы еще в полной мере не можем осознать, сколько умма потеряла сильных, пассионарных и энергичных людей из-за этих войн.

И сколько проектов и возможностей для мусульман было загублено из-за всего этого. Говоря о возможностях я имею ввиду возможности как в самих мусульманских странах, как, например, в сверх богатых Ливии и Ирака, которые теперь лежат в руинах, так и возможности для мусульман в западных странах, где на многих мусульман и исламские организации стали смотреть как на потенциальных террористов.

Войны и террор поразил мусульманское общество последних десятилетий. По этой причине про современное молодое мусульманское поколение можно было также сказать – это потерянное поколение. Но повод ли это для грусти или повод увидеть в этом потенциальные возможности?

Для ответа на этот вопрос приведу другую аналогию. После Великой Отечественной войны наша страна находилась в сложном положении. Также целое поколение наших сограждан было искалечено войной, и фактически оно было потерянным. К этому также можно прибавить и сложности жизни в закрытом обществе, советской цензуры и контроля. И тем не менее, именно в послевоенные 20-30 лет Советский Союз подарил миру выдающихся ученых, писателей, музыкантов, художников и поэтов. Кто-то из них был встроен в советскую систему, а кто-то был диссидентом. В данном случае это неважно. Важно то, что было целое поколение: очень продуктивное и сильное послевоенное поколение. Во многом его также можно было бы назвать потерянным, однако оно оказалось очень созидательным и плодотворным.

И вот сравните то сложное время с нашим временем: последними 20 лет у российского общество несравнимо больший уровень демократии и свобод, нет никаких больших и серьезных войн, уровень благосостояния самый высокий за все время нашей истории. Но где наши хотя бы отдаленно близкие по своему уровню писатели, ученые, музыканты и поэты? Где новый Пастернак? Новый Окуджава? Где новый Лотман или Солженицын? Уровень не тот, силы не те, страсть в создании нового, в созидании, совсем не тот. Мы с нашим уровнем свобод и благосостояния, о котором 50-60 лет наше общество не могло и мечтать, просто превратились в потребителей, которые разучились создавать новое.

В январе 2018 года в Казань приезжал Президент России Владимир Путин, он выступил перед студентами и призывал их создавать новое – создавать новые смыслы! Это очень важный призыв, который должен быть услышан по одной простой причине – общество, страна, которая не умеет создавать смыслы, не может быть лидером.

И возвращаюсь к мусульманскому сообществу. Да, не все так просто в состоянии современной уммы. Конечно, мусульмане живут в разных странах и везде их положение отличается – мусульмане в России, в Сирии, Катаре, Индонезии, Европе или в Марокко, это мусульмане которые живут в разных сообществах. Однако, что объединяет всех нас в социальном плане, так это тот кризис, который не позволяет принципиально изменить нашего положения глобально. Мусульмане по прежнему это аутсайдеры научно-технического и культурного прогресса. Да, есть отдельные очень хорошие примеры успеха, но это отдельные примеры. Менять же картину надо в целом. Однако, пока мусульмане заняты пустословием и спорами о длине бороды и штанин.

Как я уже сказал, это довольно непростое положение тем не менее может иметь и обратный эффект – сложные периоды это повод собраться с силами, не распыляться, а направить всю энергию внутрь, в сторону созидательной, упорной и кропотливой работы. Только так и никак иначе. Конечно, глядя на общее состояние мусульманской молодежи по всему миру сложно поверить, что уже сегодня можно ожидать, какого-то прорыва. Однако я точно знаю, что он возможен и велика вероятность, что он может начаться с мусульман России. Ведь многие наши мусульмане вместо того, чтобы с головой удариться в политиканство и демагогию смогли научиться концентрировано работать и созидательно трудиться. Я это вижу на примере нашей общины Фонда «Ярдэм», я это вижу на примере мусульман-бизнесменов от Москвы до Татарстана, вижу на примере талантливых студентов и ученых из числа российских мусульман.

Нашему поколению мусульман из России также пришлось пройти через многие трудности – распад СССР привел к экономическому, социальному и политическому кризису 1990-х годов. Это было сложное и конфликтное время, которое надломило многих людей. Поэтому наше поколение российских мусульман также можно было бы назвать потерянным, однако несмотря на все трудности мы выстояли и смогли сделать шаг вперед. Сегодня российские мусульмане могут быть примером для мусульман из других стран. Татарстан один из российских экономических, научных и технологических лидеров и в строительстве этого благополучия принимали участие в том числе и мусульмане. А сколько мусульман созидательно трудится в Москве, Петербурге, Уфе и других российских городах? Тысячи! Поэтому, конечно, мы должны стать примером для остальных мусульман во всем мире.

Илдар Баязитов

02.02.2018


Каталог статей
Рассказать друзьям

Фотоистория мечети
Новости мечети

«Ярдэм» в лицах

© 2013-2018 Мечеть "Ярдэм", официальный сайт
Дизайн сайта — Студия Ариф