Исламский реабилитационный центр для незрячих
(843) 22-303-59
Казань, ул. Серова, 4а

Рубрики новостей:

Илдар Баязитов: О схоластических дискуссиях и созидательном труде

Мечеть Ярдэм / Статьи / Илдар Баязитов: О схоластических дискуссиях и созидательном труде

Илдар Баязитов: О схоластических дискуссиях и созидательном труде. Статьи

Кризис идеологий

Сегодня во всем мире мы наблюдаем очевидный кризис идеологий. Коммунизм, либерализм, социализм, капитализм и множество самых разных других -измов изобретенных человечеством так и не сделали людей по-настоящему счастливыми. Наверное, кульминацией расплодившихся -измов стало появление исламизма как попытки превратить самую прекрасную религию ислам в идеологическую систему в угоду интересов разных политических групп.

Попытка сделать из Веры идеологию, которая обслуживает интересы конкретных людей, очевидно провалилась. По другому и не могло бы быть, так как очевидно, что ислам это гораздо большее,чем просто какая-та очередная идеология. Ислам выше политики, выше меркантильных интересов.

Кризис существующих идеологий в очередной раз ставит перед нами вопрос о том, каким образом нам организовывать нашу жизнь, как созидательно трудиться и каким образом достигать баланса в обществе. На мой взгляд, сегодня этот вопрос можно решить не на уровне теорий, а на уровне практик. Конечно, любой человек может возразить, что не бывает практики без теории, таккак любая практика основывается на определенных идеях. Да, во многом так оно и есть. Однако эти идеи могут иметь разный характер. Одно дело, когда мы имеем дело с тем, каким образом нам устроить политическую систему целых государств, то есть речь идет о политизации, и совсем другое дело, когда мы задумаемся о том, что происходит с самим обществом и думаем о практических шагах в решении существующих проблем. На мой взгляд, именно упор на практику созидательной работы, а не идеологизацию, необходим в решении существующих проблем.

В частности, сегодня нам необходимо взяться за организацию общественных ячеек, которые бы работали над решением социальных проблем точечно и целенаправленно. В ситуации кризиса идей, в ситуации проблем, которые имеются в экономической и социальных сферах единственным путем, который позволит нам исправить ситуацию является целенаправленный созидательный труд. Труд каждого гражданина, каждой общественной ячейки и каждой группы. Можно потратить огромное количество энергии на жалобы о том, как стало все тяжело и плохо, а можно просто собрать волю в кулак и начать работать.

Мусульманские дебаты

Сегодня мусульмане, к сожалению, ушли в пустые споры, которые ведутся между разными школами мысли – реформисты, консерваторы, фундаменталисты, популисты… В целом ничего нового не происходит и такие споры велись всегда в мусульманской истории, только интенсивность их была разной.

Однако самый расцвет именно пустых споров и дискуссий начался примерно в 18-19 веках – когда с одной стороны появились такие радикальные фундаменталисты какМухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, а с другой стороны в 19 веке появились разного рода мусульманские модернисты в лице Мухаммада Абдо и аль-Афгани.

Не случайно, что именно на 18-19 веке приходится пик кризиса мусульманской цивилизации. Многие ученые говорят, что появление таких радикально консервативных и фундаменталистский течений как движения аль-Ваххаба и появление разных исламских модернистов это реакция мусульманского мира на кризис и технологическое и научное отставание от Запада. Только если одни хотели реформировать ислам, чтобы догнать Запад, то вторые призвали вернуться к золотым временам исламской цивилизации, а на практике это приводило к тому, что они призывали закрыться от остального мира.

Конечно, определенная логика в том, чтобы рассматривать появление таких течений как ответ на научно-технологическое отставание от Запада есть. Однако эти споры ведуться без малого 250 лет и за этого время коренных изменений не произошло – исламский мир не только не догнал Запад в технологическом и научном плане, а кажется, что, в целом, наоборот отстал еще больше. Не повод ли это нам задуматься о том, что на самом деле, причина отсталости в данных сферах именно в том, что огромное количество интеллектуальной энергии и умственных сил у мусульман уходит именно на эти, по итогу, пустые и непродуктивные споры. Ну реформируем мы ислам еще миллионный раз или наоборот закроемся в скорлупе средневековья. И что изменится то? Ничего не изменится. Давайте посмотрим на общины консерваторов и реформистов за последние 200 лет – дали ли они нам какой-нибудь прорыв? Появились ли в их среде, какие-то выдающиеся личности или ученые, которые изменили бы жизнь мусульман? Если коротко – нет, не появились.

Сегодня умма тратит огромные силы на совершенно бестолковые и пустые споры о длине штанов и бороды. Посмотрите как выглядят Нобелевские лауреаты – у всех разная длина штанов и бороды (или ее отсутствия).

Выдающимися учеными и писателями, первооткрывателями и мыслителями были люди разных религиозных конфессий, разных течений внутри этих конфессий, люди совершенно разных привычек и традиций. Если общества, которые они представляли занимались нескончаемыми пустыми спорами и буквоедством вместо того, чтобы просто трудиться и развиваться, то никакого развития не было бы.

Глядя на сегодняшние споры среди мусульман о пустом иногда складывается впечатление, что это какая-та сознательная стратегия, чтобы силы и энергия уммы уходили в песок.

Вместо дебатов

Однако, на самом деле, все те мусульмане, которые сделали, что-то действительно хорошее и продвинутое для мусульман и всего мира пришли из обычных мусульманских традиционных общин, которые просто трудились. Не уходили в схоластические споры, а просто ставили благую цель и трудились.

В каждой стране, у каждой мусульманской группы есть свой уклад, свои традиционные ценности, богословские школы, течения и особенности, которые формировались там веками. У татар, например, это ханафитский мазхаб и своя история ислама. Есть какие-то базовые ценности, которые разделяют большинство мусульман-татар. Этого достаточно для того, чтобы поддерживать наше самосознание и на этой базе двигаться в будущее.

Дальнейшее развитие должно строиться не на ковырянии в нюансах или стремлении совершить религиозную революцию. Нет, дальнейшее развитие лежит в совершенно банальном, но фундаментальным труде. Созидательной и целенаправленной работе на благо религии, на благо общества, на благо людей. Именно в этом, а не в спорах о ритуальных нюансах религии основа для нашего успеха.

Сегодня формируя работоспособные общины, в которых мусульмане трудятся, строят свои бизнес проекты, занимаются благотворительностью, образованием, созидательным трудом направленным на создание экономической, социальной и культурной базы, мы добиваемся успешности для нашего общества. Именно на это должны быть направлены силы мусульман, а не на бессмысленные схоластические, буквоедские споры, которые ведут к завышенной политизации, а как следствие к кризису мусульманского сообщества.

Илдар Баязитов

26.01.2018


Каталог статей
Рассказать друзьям

Фотоистория мечети
Новости мечети

«Ярдэм» в лицах

© 2013-2018 Мечеть "Ярдэм", официальный сайт
Дизайн сайта — Студия Ариф