Исламский реабилитационный центр для незрячих
(843) 22-303-59
Казань, ул. Серова, 4а

Рубрики новостей:

Илдар Баязитов: Хип-хоп и криминальная культура

Мечеть Ярдэм / Статьи / Илдар Баязитов: Хип-хоп и криминальная культура

Илдар Баязитов: Хип-хоп и криминальная культура. Статьи

Криминальная культура постсоветской России проделала за последние 25 лет довольно интересный кульбит. Если 1990е годы и первая половина 2000х годов характеризовались доминированием, например, музыки шансон и почти полным неприятием рэп культуры, то последние 10 лет наоборот – рэп культура стало частью криминальной культуры и даже претендует на некоторое доминирование в ней.

Думаю, многие хорошо помнят, что в 1990е годы любителей рэп или хип хоп культуры, которые носили широкие штаны и красили волосы в разные цвета, сторонники молодежных уличных группировок презрительно называли «неформалами»/«ниферам» и банальным образом били. Однако со временем ситуация, как я сказал, изменилась – молодежь с улиц крупных российских городов слушает все больше рэп и воспринимает ее как часть собственной культуры. И это, на мой взгляд, не удивительно, ведь не надо забывать, чем изначально являлась рэп и хип-хоп культура.

Как, наверное, многие знают хип-хоп появился в рабочих афроамериканских районах Нью-Йорка в середине 1970х годов. Это была культура улицы, маргинализированной среды молодых людей, которые искали доступные им культурные формы выражения собственного социального протеста. Поскольку маргинализированное общество это очень благоприятная среда для преступности, то вполне объяснимо, что хип-хоп/рэп культура довольно быстро стали ассоциироваться именно с криминальным миром Северной Америки. Здесь надо отметить, что, конечно, нельзя приравнивать хип-хоп культуру к криминальной культуре.

Хип-хоп/рэп культура это гораздо более широкое явление, которое включает в себя множество художественных проявлений афроамериканской культуры США. Криминальное же его ответвление называется гангстерским рэпом (gangsta rap - гангста рэп) – это разновидность стиля хип-хоп, который посвящен криминальному миру афроамериканских гетто, включающие в себя уличное хулиганство, грабеж и торговлю наркотиками.

Если сам жанр хип-хопа появился в середине 1970х годов в Нью-Йорке, то так называемый гангста-рэп ярко проявил себя в середине 1980х годов в Лос-Анжелесе, когда родоначальник этого направления рэпер Ice-T опубликовал первые тексты, в которых рассказывал о своей криминальной жизни. Далее развитие жанра выразилось в разделении его на два направления – Ист-кост и Вест-кост, то есть восточного и западного побережьем США.

Это разделение сопровождалось войной между рэп-группировками этих районов США, самым известной из которых была вражда знаменитых рэперов Тупака Шакура и Пафф Дэдди. Вокруг американского рэпа и шире хип-хоп культуры сложилось целая индустрия, которая сделала из лидеров этого движения настоящих звезд, которым подражали молодые люди по всему миру. Постепенно появилась настоящая всемирная мода на хип-хоп.

Это мода не обошла стороной и Россию. Первоначально это модное течение коснулось, в основном, детей из обеспеченных семей Москвы, Петербурга и других крупных городов страны. Но довольно быстро тот факт, что в оригинальном хип-хопе изначально базой была уличная культура, привел к популяризации этого явления и среди уличной культуры России, в том числе криминализированной ее части.

Уличный характер этой культуры в России, например, выражали такие группы как ростовская команда «Каста», казанское рэп-объединение «Злой дух» и свердловские рэперы из «AK-47». Сегодня в русской музыкальной культуре рэп стал по-настоящему доминирующим стилем. Опять же, далеко не все российские рэперы восхваляют криминальной образ жизни. Но как минимум тема употребления наркотиков и развратного полового поведения стала общей для большинства рэп-исполнителей.

На самом деле, тот факт, что именно рэп стал доминирующим сегодня музыкальным и песенным жанром, является лучшим свидетельством кризиса отечественной и вообще мировой эстрады. Во-первых, потому что рэп это не песня – это просто читаемый в рифму или не в рифму текст. То есть, в некотором роде это анти-песня. И то, что анти-песня стала доминирующей формой музыкального жанра это признак, как минимум, глубокого кризиса жанра, если не его смерти. Во-вторых, содержание большинства рэп-произведений банально низкопробно – как минимум это тема половых утех и употребления наркотиков, а как максимум убийств, грабежа и прочего преступного образа жизни. Ни это ли признак культурного кризиса?

Сегодня в России, как и в США 30 лет назад, рэп исполнители время от времени оказываются за решеткой, чаще всего, за хранение и распространение наркотиков. Это один из примеров того, как гангстерский рэп легализует себя в криминальном поле России и становится органичной частью тюремной культуры. Переформатировавшись из музыки неформалов в музыку улиц, подъездов и подворотен, рэп фактически стал проводником пропаганды криминальной и тюремной культуры в стране. И массовость этого явления не может не настораживать.

Выхода из этой ситуации два – 1) если формат рэпа стал таким популярным, то, возможно, должно появится больше рэп-исполнителей, которые бы в своих строках не популяризировали криминальную культуру, а наоборот противостояли ей и призывали к высоким ценностям; 2) либо же на сцене должны появиться те форматы художественного самовыражения, которые смогут конкурировать с этой субкультурой и поднимут культурный уровень нашей молодежи. В любом случае, нельзя спокойно и безучастно наблюдать как через массовую культуру пропагандируется не просто низкие форматы искусства (в конце концов, от массовой культуры сложно ждать высокого стиля), а распространяются криминальные ценности и образ мысли.

Илдар Баязитов

23.05.2018


Каталог статей
Рассказать друзьям

Фотоистория мечети
Новости мечети

«Ярдэм» в лицах

© 2013-2018 Мечеть "Ярдэм", официальный сайт
Дизайн сайта — Студия Ариф