Учебно-реабилитационный центр
Тел.: 88001015085
Казань, ул. Серова, 4а

Рубрики новостей:

Галимджан Баруди – пример служения нации

Мечеть Ярдэм / Общие новости / Галимджан Баруди – пример служения нации

Галимджан Баруди – пример служения нации. Общие новости Конец XIX - начало XX веков был периодом великих событий в истории России и татарского народа, проживающего на ее территории. В этот период на историческую арену взошли великие лидеры татарской нации, сыгравшие неоценимую роль в дальнейшей судьбе татарского общества. Особое место среди этих личностей занимает видный общественно-политический деятель, богослов, выдающийся педагог-реформатор, просветитель, крупнейший представитель джадидского движения Галимджан Баруди.

Исследуя роль Г. Баруди в общественной и политической жизни татарского народа, можно с уверенностью сказать, что он был одним из видных общественных деятелей начала ХХ века, заслуги которого перед своим народом трудно переоценить. Его жизнь и деятельность условно можно разделить на два основных периода: годы становления, годы служения своей нации.

В 1882 году Г. Баруди возвращается в Казань из Бухары, где он в течении семи лет получал знания у известных богословов в знаменитом медресе «Мир-араб». Период обучения стал важнейшей вехой в жизни ученого: он сделал для себя выбор, определил основное направление своего жизненного пути. Цель свой жизни Г. Баруди видел в служении людям, просвещении и последовательном развитии религиозного самосознания своего народа, в усовершенствовании его нравственности. В своём дневнике Г. Баруди написал: «Вот моя цель и мои мысли: следует реформировать школы и медресе так, чтобы они стали ближе к религии и приносили пользу в реальной жизни. Нужно, чтобы и стар и млад, придерживаясь религии, всеми силами заботились о ней, помнили о нравственности. Религия - не наука, а практика, стремиться к которой – цель любой науки. Долг каждого – иметь свои не зависимые ни от кого взгляды, не лицемерить, беречь величие веры. Но в каждом деле нужна постепенность, ведь человеку трудно отказаться от привычного» . В течение последующих 39 лет, до самого момента своей смерти, он отдал всего себя этому делу.

Первым шагом в реализации своей цели стало открытие ученым в 1882 году казанского медресе «Мухаммадия». Хорошо зная об изъянах, существовавших в системе мусульманского образования на своей родине, Г. Баруди начинает работу над улучшением системы мусульманского образования, созданием максимально приемлемых условий для обучения мусульманской молодежи в стенах своего учебного заведения.

Несмотря на трудности в борьбе с царскими властями и кадимистами, противниками всего нового и прогрессивного Г. Баруди удалось реформировать в своем медресе учебно-педагогический процесс, вывести его в число лучших учебных заведений России конца XIX – начала XX вв. в Поволжье. К 1913 году в медресе «Мухаммадия» окончательно сформировалась новометодная система образования в средней ступени «Санавия» и высшей «Галия». Оно получило известность не только в Казани, но и далеко за пределами Казанской губернии. Учиться в медресе приезжали не только из окрестностей, близлежащих к Казани и из Урала, но и шакирды из Туркестана, Северного Кавказа, Сибири, из Казахских и Киргизских степей. Ю. Акчура дал высокую оценку деятельности Г. Баруди как первопроходца, сумевшего преодолеть огромные трудности в деле изменения системы обучения мусульманских учебных заведений и возглавившего целое направление в народном образовании и подготовившего целую плеяду единомышленников и последователей .
Медресе «Мухаммадия» просуществовало с 1882 по 1918 года, за это время, благодаря самоотверженному труду Галимджана Баруди, оно стало одним из очагов новометодного образования в России и сыграло заметную роль в истории татарского народа. В стенах этого учебного заведения получило образование большое количество представителей татарской интеллигенции и общественных деятелей. Питомцами медресе были такие известные общественные деятели, просветители, драматурги, учёные и писатели, как Фатих Амирхан, Галиаскар Камал, Карим Тинчурин, Галимджан и Бурхан Шараф, Маджит Гафури, Салих Сайдашев, Султан Габаши, Миргазиз Укмасый, Хусаин Ямашев, Фатхи Бурнаш, Худжа Бадигий, Камил Якуб, Зариф Башири, Гыйбад Нугайбак, Наки Исанбет, Баки Урманче, Ахмет Исхак и др.

Еще одной важной сферой деятельности Г. Баруди является издание им журнала «Ад-дин ва аль-адаб» («Религия и нравственность»), который занял особое место среди татарских средств массовой информации начала ХХ века. Следует отметить, что Г. Баруди долгое время мечтал написать книгу «о вопросах религии, нравственности и быта мусульманского народа, поделиться с читателем своими мыслями и взглядами» . После революции 1905 года, когда наступила относительная свобода слова и печати, Г. Баруди решается начать выпускать журнал. 27 января 1906 года Г. Баруди, составив программу из двенадцати пунктов, обратился с прошением к Казанскому губернатору о разрешении издания научно – религиозного и литературного журнала под названием «Ад-дин ва аль-адаб». Программа состоял из следующих пунктов :

– учение об исламе;
– ответы на нападки на мусульманскую религию и разъяснение сложных учений в области ислама;
– разъяснение суеверий противных духу ислама;
– проповедь труда с религиозной точки зрения;
– ответы редакции по религиозным вопросам;
– педагогический отдел: преподавание и воспитание, указание на полезные и вредные книги в деле преподавания и проповеди;
– благотворительность по учению ислама;
– отдел татарской литературы (духовной и светской);
– история ислама и татарской нации;
– советы по гигиене;
– библиографический отдел и критика мусульманской литературы;
– о методах преподавания в медресе и мектебах.

Главной задачей «Ад-дин ва аль-адаб» было правильное объяснение сущности ислама, в каждом его номере публиковались религиозные статьи, призывающие мусульман обратиться к истокам мусульманской религии: к хадисам и к Корану. Помимо этого на страницах «Ад-дин ва аль-адаб» публиковались материалы, отражающие основные проблемы, волнующие мусульманское общество, также в нем находили отражение политические события начала ХХ века. Называя исламскую культуру самой высокой культурой, «Ад-дин ва аль-адаб» призывал мусульман жить, опираясь, прежде всего на законы шариата. Журнал стал своеобразным рупором идей просвещения татарского общества.

За весь период издания «Ад-дин ва аль-адаб» увидели свет 129 номеров. Первый номер журнала появился в марте 1906 года и непрерывно издавался вплоть до высылки Галимджана Баруди в Вологодскую губернию в 1908 году. В 1913 году Г. Баруди удалось возобновить его издание и журналу была дана вторая жизнь, которая длилась уже до 1917 года, вплоть до отъезда Галимджана Баруди в Уфу в качестве муфтия ЦДУМ.

Еще одним примером служения Г. Баруди нации стало открытие библиотеки. 28 февраля 1912 года Г. Баруди обратился с прошением к Казанскому губернатору об открытии бесплатной публичной библиотеки , состоящей из книг на арабском, персидском, турецком, русском и татарском языках. Лишь после проверки содержания книг, составляющих библиотеку, 11 января 1914 года, ему дали разрешение на открытие данной библиотеки . Открытие публичной библиотеки, предоставило населению Казани возможность ознакомиться с редкой и ценной литературой.

С 1 по 11 мая 1917 года в Москве прошёл I Всероссийский мусульманский съезд, на котором, помимо рассмотрения широкого круга вопросов, были проведены, первые в истории России, свободные выборы муфтия (до революции муфтий назначался правительством), а само Оренбургское Духовное собрание было переименовано в Центральное Духовное управление мусульман (ЦДУМ). На должность муфтия было представлено шесть кандидатов: Г. Баруди, М. Бигиев, З. Камали, С. Максуди, Х. Габаши и Г. Буби. В результате этих выборов большинством голосов Г. Баруди был избран муфтием Центрального Духовного управления мусульман России.

Весть об избрании муфтием стала неожиданной для Г. Баруди, и он не сразу дал свое согласие. Приехав из Туркестана в Казань, он советуется со своими родственниками и друзьями. Получив их одобрение и поддержку, Г. Баруди направил в Петроград телеграмму со своим согласием занять этот ответственный пост. Центр Духовного управления мусульман располагался в Уфе, поэтому 17 июня 1917 года Г. Баруди переехал в Уфу в качестве официально избранного муфтия и приступил к исполнению своих обязанностей.

Последние годы жизни и деятельности Г. Баруди в качестве муфтия ЦДУМ оказались так же насыщенными, как и предыдущие периоды. Г. Баруди, будучи первым избранным самими мусульманами муфтием, чувствовал большую ответственность перед ними. В сложившейся ситуации организовать работу Духовного управления в интересах самих мусульман было очень сложно, точнее, практически невозможно. Тем не менее, Г. Баруди, прекрасно понимая безысходность создавшегося положения в этой сфере, продолжил активную деятельность для налаживания контактов с органами Советской власти. Он понимал, что это нужно было, в первую очередь, для сохранения самого Духовного управления как единственного органа мусульман России.
Несмотря на негативное отношение Советской власти к религии, Г. Баруди как авторитетный богослов и тонкий политик сумел сделать много для того, чтобы выстроенные в течении веков исламские институты не были разрушены в одночасье. Осознавая всю губительность новой религиозной политики, он до последних дней продолжал вести работу по налаживанию нормальных государственно-исламских отношений.

16 сентября 1920 года в Уфе открылся съезд мусульманских богословов под председательством Г. Баруди. В ходе съезда муфтий отчитался в проделанной работе ЦДУМ за три года, были решены некоторые официальные вопросы. Также на этом съезде были проведены выборы муфтия и кадиев. На пост муфтия было выдвинуто четыре кандидатуры: Г. Баруди, М. Бигиев, Г. Ибрагимов и З. Камали. Большинством голосов Г. Баруди повторно был избран муфтием ЦДУМ Внутренней России и Сибири.

Сам Баруди не стремился к этому, и давно хотел оставить этот ответственный пост, но отдав предпочтение общим интересам нации, он продолжил работу муфтием. В своих воспоминаниях, по этому поводу он сделал следующую запись: «Я давно задумал освободиться от своего поста, принял решение об уходе с него, выезжая из Казани. Однако не было надежды на достойного преемника, который оправдал бы чаяния и требования людей; судя по разговорам, вряд ли народ объединится вокруг господ Габдрашита, Мусы, Зии Камали. В субботу ко мне явились астраханский мухтасиб мулла Габдрахман Гумари и Рафикый, чтобы довести до моего сведения желание большинства просить моего согласия.
- Я сам в этом не заинтересован. Если найдётся другой достойный человек, который сможет отстаивать права нации и религии, я уйду. Я не стану помехой на пути достойного человека. У меня есть потребность в отдыхе, однако настойчивые просьбы людей меня взволновали. Поэтому, если состав оставят таким, я не отмахнусь от воли нации, - ответил я».

Одной из самых значительных заслуг муфтия Г. Баруди перед татарской нацией, была организация активной борьбы против голода, поразившего Волго-Уральский регион в результате варварской большевистской политики.

Летом 1921 года Г. Баруди совершил поездку в Белебеевский, Уфимский, Стерлитамакский уезды Уфимской губернии, чтобы лично ознакомиться с масштабами голода. Потрясенный увиденным и осознав всю тяжесть ситуации он написал письмо на имя И.В. Сталина, в котором изложил причины и масштабы голода среди мусульман Уфимской губернии. «В то время, когда мусульмане, питая высокие надежды, ожидали от советской власти особой милости и помощи бедным, – отмечал он, – действия местных властей, никогда не виданные и равные полному разорению населения, так ошеломили последнее, что оно потеряло голову, не может очнуться и …покорно мрет» . Целью данного письма было привлечение внимания государственных и общественных организаций к бедственному положению голодающих.

К ноябрю 1921 года под руководством Г. Баруди было разработано Положение «О порядке деятельности Центрального духовного управления Внутренней России и Сибири по оказанию помощи голодающим. В нем излагались формы оказания помощи голодающим путем организации сбора пожертвований, устройства спектаклей, концертов и иных общественных мероприятий.

В ноябре 1921 года Г. Баруди со своим заместителем К. Тарджемани прибыли в Москву для координации своих действий с ЦК помгола в деле помощи голодающим. Согласно положению, ЦДУМ был уполномочен организовать сборы пожертвований в помощь голодающим в пределах России и в странах мусульманского Востока. Занимаясь организацией работы фонда по сбору пожертвований для голодающих Поволжья, 6 декабря 1921 года Г. Баруди скоропостижно скончался в Боткинской больнице. Тело Г. Баруди перевезли в Казань, где 14 декабря по нему была проведена заупокойная молитва, и он был похоронен на Новотатарском кладбище.

Анализируя деятельность Г. Баруди как общественно-политического деятеля, необходимо отметить, что он, представляя интересы мусульман, всю свою жизнь посвятил делу служения своей нации. Его деятельность была многогранной, он известен и как педагог-новатор, и как редактор журнала, и как достопочтенный имам, и как мудрый муфтий ЦДУМ и тонкий политик, стремившийся регулировать государственно-исламские отношения. Сам Г. Баруди видел себя религиозным и общественным деятелем, желавшем видеть свой народ свободным, образованным и включенным в процесс мировой интеграции народов. Да смилостивится над ним Всевышний Аллах.

Самигулин М.Г., н.с. института истории АН РТ

Доклад был сделан 27 января 2015 года на Всероссийской конференции "Российские мусульмане: социализация, просвещение и традиции" в мечети "Ярдэм"

02.02.2015


Каталог статей
Рассказать друзьям

Фотоистория мечети
Новости мечети

«Ярдэм» в лицах

© 2013-2024 Мечеть "Ярдэм", официальный сайт
При поддержке Фонда развития исламского Интернета

Использование баннера и логотипа мечети "Ярдэм" возможно только с письменного разрешения руководства мечети "Ярдэм". Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Дизайн сайта — Студия Ариф